Интервью с защитником «Спартака-Приморье» Игорем Смыгиным.
- Наш следующий соперник – фарм-команда ЦСКА, клуба, с которым была связана и ваша карьера…
- Да, в ЦСКА я начинал свою профессиональную карьеру, когда в 2004 году пришел в структуру этого клуба после школы. Там я узнал много нового о баскетболе, но в первую очередь обращало на себя внимание то, насколько все профессионально было организовано, какое было отношение к тренировочному процессу. Мы посещали практически все игры ЦСКА в чемпионате России и Евролиге, много кого из игроков удалось увидеть в деле. Плюс еще удалось поработать под руководством нынешнего тренера сборной России Сергея Базаревича.
- Пробиться в систему ЦСКА – это определенное стечение обстоятельств, как так получилось?
- Меня пригласили в ЦСКА на просмотр, нас тогда было порядка 28 человек, а в состав в итоге попали 14 игроков. Причем для 8 игроков место в команде было уже практически гарантированно. Поэтому пришлось доказывать на тренировках трудолюбием, чтобы стать одним из 6. Про мастерство тогда было еще рано говорить, но, видимо, было то, что привлекло во мне, и Сергей Базаревич оставил меня в команде.
- С кем-то из того состава продолжаете общаться?
- Со многими продолжаю поддерживать отношения. Например, с Евгением Вороновым, Артуром Уразмановым, Никитой Курбановым, Анатолием Кашировым. В общем, со всеми общаемся, когда видимся. Но особо тесно не получается, у всех семьи, разные команды, разные города.
- Сейчас ЦСКА-2 играет против опытных команд в Суперлиге, играет успешно, идет на первом месте, а у вас был такой опыт?
- Тогда мы играли в первенстве ДЮБЛ и детской Евролиге, и только один раз команду, составленную из молодых игроков, отправили играть в Кубке России против череповецкой «Северстали». Но все, что мы тогда могли сделать, это только дать бой, опыта на таком уровне было недостаточно.
- А помните свой первый матч в составе основной команды?
- В том же сезоне я поехал на выезд с ЦСКА в Тольятти на игру со «Стандартом». Тренером команды тогда был Душан Ивкович, и на эту игру он вызвал несколько молодых ребят, в том числе и меня. Я не знаю, случайно или нет, но на площадке я провел минуты две и набрал одно очко. Это я запомнил на всю жизнь. В составе тогда были Теодорос Папалукас, Сергей Панов, другие известные игроки. И я с ними сидел на одной скамейке!
- А когда сидели, что думали: хоть бы меня не выпустили, или наоборот рвались на паркет?
- Особых эмоций не было, хотя волнение, безусловно, было. Я понимал, что меня если и выпустят, то только в концовке. Так и получилось. Вышел я на последние две минуты. Самая главная мысль была – не потерять мяч и сделать то, что от меня требовалось. Тренер говорил, что, если буду свободен, надо бросать, даже не задумываясь. Если смогу идти в проход, надо идти. Я сделал бэкдор, мне дали пас, сделал финт, защитник выпрыгнул, врезался в меня. Свисток. И я пошел пробивать штрафные. Один, естественно, смазал, второй забил.
- «Спартак-Приморье» стал первой командой, которой удалось обыграть ЦСКА-2 в чемпионате. За счет чего, и что можете сказать про эту команду?
- Тот матч я смотрел в интернете, так как заболел и остался во Владивостоке. Наша команда начала матч неудачно, был рывок 10:0 в пользу ЦСКА, но затем ребята собрались, забили нужные броски, показали характер, не дали переломить себя, а наоборот навязали свою игру. А молодые игроки ЦСКА не смогли выдержать этот темп. У «молодежки» армейцев – хороший тренер Андрей Мальцев, с ним я тоже работал и в ЦСКА, и в молодежной сборной России. Я очень благодарен ему, в один трудный момент он мне протянул руку помощи, когда в какой-то момент я хотел завязывать с баскетболом, но он меня пригласил к себе, произнес правильные слова, сказал, что я еще молод, чтобы такие решения принимать.
- Раскроете секрет, почему хотели закончить с баскетболом?
- Было тяжело, мало, что получалось. Точнее получалось, но не то, чего я хотел. И в какой-то момент решил, что надо завязывать, что больше не хочу.
- А понимали, чем хотите заниматься вне баскетбола?
- Да нет, конечно. Мне тогда было 20 лет.
- Вы за свою карьеру сменили достаточно много клубов. А какой этап карьеры запомнился больше всего?
- Да, на самом деле много, где поиграл. Практический каждый год менял клубы, хотя в сургутском «Университете» провел два сезона, в «Новосибирске» - два сезона, в «Сахалине» - тоже два, в «Химках» - два. В остальных по одному. В каждом клубе, у каждого тренера я брал что-то свое и ни о чем не жалею. Очень полезный опыт, как для молодого игрока, был в Сургуте. Тренер Желько Лукич дал понять, что я могу играть с мужиками. При нем я почувствовал уверенность в себе. Хотя первые полгода он мне практически не давал играть. Готовил меня, хотел, чтобы я мог любого «сожрать» в защите, а не вылезти за счет какого-то. Потом уже в «Новосибирске» и партнеры в меня поверили, что в сложный момент я могу и забить, и помочь.
- А что скажете про чемпионские сезоны?
- Когда с «Новосибирском» мы выиграли Кубок России, сначала мы сами в это не поверили. В финале мы все время проигрывали «Динамо», а в концовке вырвали победу. Была неимоверная радость. Единственное, тренер сразу остудил пыл, сказал после этой игры, что сезон не окончен, и если мы выбрали путь победителя, то должны довести дело до конца в чемпионате. И мы выиграли второе «золото», уже Суперлиги. Так получилось, что на следующий сезон «Новосибирск» не смог сохранить состав. Игроки отправились кто куда. Я поехал на Сахалин. И еще раз стал чемпионом.
- Вы уже третий сезон на Дальнем Востоке, а точнее во Владивостоке, так как команда базировалась в пригороде нашего города. Нравится здесь, комфортно?
- Нравится то, что здесь постоянно солнечно. Единственное, что не нравится, это ветра, я их тяжело приношу. Нравятся морепродукты. Нравится здесь гулять на свежем воздухе. Если есть свободное время, выезжаю на остров Русский, сажусь на скалу, слушаю, как плещутся волны, это хорошо расслабляет, позволяет отвлечься от своих проблем.
- А есть традиции, которые помогают настроится перед игрой?
- Традиций нет. Есть одно правило – к каждому сопернику надо относиться с уважением и играть не спустя рукава. Ну и обязательно в день игры быть предельно сконцентрированным. Люблю музыку послушать, чтобы немного уйти в себя, это дает абстрагироваться от разговоров в раздевалке.
- А взбесить может что-то перед игрой?
- Если только какие-то свои личные проблемы. А на внешние факторы стараюсь не реагировать, а вести себя спокойно, не проявлять эмоции. Потому что это может завести самого себя, партнеров, тренеров.
- А были какие-то моменты в игре, за которые было стыдно?
- Было один раз. Когда играл в «Новосибирске», был матч против «Динамо» за выход в 1/2 финала. Мне дали два технических, и по правилам следующую игру я пропускал. Я подвел команду. Руководители мне сказали, что, если мы проиграем в следующем матче и не пройдем дальше, то меня оштрафуют на целую зарплату. Перед игрой я извинился за свое поведение перед ребятами, сказал, что это жизнь, что верю в них, попросил сыграть за меня. Один за всех, все за одного! Парням было очень тяжело, но матч они выиграли. Они меня спасли.