Степан Гетманов – воспитанник школы «Спартака-Приморье», попал в поле зрения селекционеров клуба в 2009 году. С тех пор из мальчишки, увлеченного баскетболом и приехавшего во Владивосток из поселка Пограничный, стал игроком профессиональной команды. В 18 лет.
- Если я не ошибаюсь, вы впервые приехали во Владивосток на Кубок «Спартака» в 2009 году?
- На тот момент, я даже не знал, что в России есть профессиональные команды такого высокого уровня. На виду была только НБА. Я только начал заниматься баскетболом и уже вскоре приехал во Владивосток. Мы играли на Кубке «Спартака», но больше всего мне запомнился «Спартак-Приморье». Увидев тренировку команды, я уже сразу захотел играть в ней. Мне понравился уровень, да и баскетбол мне тогда уже очень нравился.
- Чем еще запомнился тот визит?
- Мой тренер Зоя Аполлоновна Антонюк рассказала про меня Вадиму Филатову (главному тренеру «Спартака-Приморье» в сезоне 2009/10 – прим.) и спросила, не найдется ли для меня лишних кроссовок. Помню, что Дмитрий Загнойко вызвался помочь и подарил мне кроссовки. Это были мои первые баскетбольные кроссовки.
- Вы уже тогда отличались от своих сверстников и физическими данными, и какой-то техникой уже обладали. Чья в этом заслуга?
- Конечно, тренера. Но я и сам очень старался. У нас в Пограничном в расписании были три тренировки в неделю, но я ходил каждый день, и тренер была вынуждена ради меня приходить, открывать зал и заниматься со мной каждый день, она вкладывала в меня в силы и душу. А после того как я уехал во Владивосток, вообще некому стало заниматься, и секция закрылась, а Зоя Аполлоновна переехала в Хабаровск.
- Первый матч «Спартака-Приморье» в качестве зрителя помните?
- Я уже не помню, с кем тогда играл «Спартак», но впечатления были незабываемые. Я приехал из небольшого поселка, никогда не видел такого шоу: большая арена, полный зал болельщиков, сама игра, от которой невозможно оторвать взгляд. Аж мурашки по коже.
- Тогда уже представляли себя в роли игрока «Спартака-Приморье»?
- Тогда я только мечтать об этом мог.
- Вы прошли хорошую школу с классными российскими и зарубежными специалистами. Что вы взяли от каждого из них?
- От Андрея Оканина получил фундамент: как правильно выполнять два шага, что такое движение с мячом, да вообще, что такое баскетбол. Виктор Глишович уже учил как правильно бросать. Алексей Васильев нас переводил из детского во взрослый баскетбол. А Марюс Килтинавичус больше делал упор на индивидуальное развитие. Все они дали очень много, ведь когда я приехал во Владивостоке, я толком ничего умел, бросал, как мог.
- Вы являлись игроком кадетской сборной России. Насколько важно было пройти отсев на чемпионат Европы?
- Не то, чтобы важно, просто я этого очень хотел. Думаю, каждый спортсмен хотел бы защищать честь свой страны.
- Какой опыт приобрели, играя на чемпионате Европы среди своих сверстников?
- Увидел уровень европейских команд и понял, что он очень высокий, что в свои годы молодежь показывает уровень мужского взрослого баскетбола. Для меня это был колоссальный опыт.
- В «Спартаке» играют такие опытные баскетболисты, как Никита Моргунов, Петр Самойленко, Алексей Голяхов, Даниил Соловьев… Их авторитет не давит?
- Наоборот, все ребята меня поддерживают. Как бы я не ошибся, всегда помогут советом, подскажут, как сделать правильно. Никогда не ругают. У нас вообще отличная атмосфера. Думаю, не в каждой команде есть такая обстановка. У нас все друг друга поддерживают, все дружат. Думаю, что в этом заслуга и самих ребят, и тренерского штаба.
- Первые шаги в профессиональном баскетболе были волнительными?
- Очень. Я еще на сборах этим летом переживал: попаду ли я в состав, чем буду заниматься, если меня не возьмут в команду. А когда, узнал, что буду играть в «основе» «Спартака», уже стал волноваться, как же я буду тренироваться и играть на таком уровне.
- У каждого игрока на площадке есть своя роль. Вы пока играете не так много. Какую установку вам дает тренер на те минуты, что вы выходите?
- Не испортить игру, отработать в защите, добавлять в скорости.
- Первые очки в матче с «Динамо» запомнились?
- Я выходил на площадку и до этого, только было это на выезде в матче с «ПАРМОЙ». В первый раз волнение было сильнее. А в этот раз Эдуард Михайлович сказал, чтобы я не волновался, играл в свою игру. Я вышел, зал начал меня поддерживать, и это придало уверенности. Первые броски, конечно, помню, но это только начало.
- Родители вас поддерживают?
- Мама с папой в баскетболе разбираются не очень хорошо, но они всегда меня поддерживают, болеют, звонят после игр, спрашивают, когда в следующий раз я выйду и буду играть.
- А они со спортом вообще не связаны?
- Мама Светлана Викторовна работает пограничником, она играла в баскетбол в школе на любительском уровне. Папа Владимир Юрьевич уже давно на пенсии и к спорту никакого отношения не имеет.
- С родителями советовались перед тем, как переезжать во Владивосток?
- Конечно. Они боялись меня отпускать, но я настаивал на своем. Папа не видел меня баскетболистом, считал, что профессиональными спортсменами становятся единицы.
- У вас есть кумиры в баскетболе?
- Нет. На игроков в НБА я не смотрю, считаю, что все надо делать постепенно, по ступенькам. Сейчас я должен достичь уровня игрока Суперлиги, потом надо будет стремиться к уровню Единой лиги ВТБ.
- Вы яркий пример того, что при желании и существующих возможностях клуба можно стать профессиональным игроком.
- Главное – желание. Все остальные условия есть: школа, питание, идеальный спортзал, медицинский персонал, тренеры, – все рядом. Я думаю, таких условий, как в «Спарте», в России больше нет нигде.
- На учебу времени хватает?
- Я учусь во ВГУЭС, специальность техническая – радиотехник. Очень сложно находить время для занятий, надо выбирать между учебой и спортом. Сдаю долги в свободное от тренировок и игр время.
- Ваши одногруппники знают, что играете в «Спартаке»?
- Знают, некоторые приходят на матчи, болеют. Всегда поддерживают, говорят, что хорошо получается, даже когда ничего не получается.